Ваш город:

PISA-2021 проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних обучающихся

26 мар. 2019 г.
2
2509

По информации, размещённой на сайте Рособрнадзора, в Вене состоялась 1-ая встреча национальных координаторов исследования PISA-2021, в которой приняли участие российские эксперты.

PISA-2021 проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних обучающихся
PISA-2021 проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних обучающихся / https://www.dw.com/

Согласно полученным данным стало известно, что участниками нового цикла исследования в 2021 году будут 88 стран, а основными направлениями – математическая грамотность и креативное мышление пятнадцатилетних обучающихся. На текущий момент идёт подготовка инструментария для проведения апробации исследования PISA в 2020 году.

Напомним, что PISA (Programme for International Student Assessment) – это крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений, реализуемая под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Исследование осуществляется по всему миру среди школьников в возрасте 15-ти лет раз в три года циклами: проводится проверка их естественнонаучной, математической и читательской грамотности. Кроме того, с 2015 года в качестве дополнительного направления, реализация которого странами-участниками PISA проводится по желанию, было включено изучение финансовой грамотности школьников.

Россия принимает участие в упомянутом исследовании с 2000 года. Средние результаты пятнадцатилетних обучающихся РФ в читательской, естественнонаучной и математической грамотности, по итогам исследований, проведённых в 2015 году, улучшились по всем перечисленным направлениям по сравнению с предыдущим циклом.

В рамках последнего цикла исследования PISA, который проводился в 2018 году среди порядка 80 стран и экономик мира, основное внимание было уделено функциональной грамотности в области чтения и выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы.     

Официальные итоги исследования PISA-2018 опубликуют в декабре текущего года.    

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
997
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1380
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2900
Комментарии
Александр Панов
Гость
28 мар. 2019 г., 1:20

__ 4. PISA в определенной мере играет роль рекомендательного ориентационного международного стандарта содержания образования (Здесь уместна аналогия с КИМами ЕГЭ, заменяющими де факто существующие де юре ФГОСы). Необоснованная ориентация национальных систем образования на PISA может повышать риски потери собственной уникальности, адекватности ментальности учащихся и т.п. Тем не менее, есть мнение, что «Мы сильно опаздываем с введением новых образовательных стандартов, которые как раз должны обеспечить вовлечение ребят в проектные формы обучения, овладение необходимыми компетенциями. Более того, мы также в недостаточной степени используем достижения отечественной педагогики, в которой были практики вовлечения ребят в деятельность, так называемые активные формы обучения» (Игорь Реморенко). Или «Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должен стать Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, утверждённый Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года.
__ 5. Включение в PISA-2021 задач на креативность мышления требует актуализировать теорию и практику проблемного обучения (Лернер И. Я., Шамова Т. И., Скаткин M. H., Махмутов М. И., Матюшкин А.М. Оконь В. и др.) в деятельности учителей.
__ 6. Григорий Тарасевич пишет: «Недавно мне попалась статья одного социолога, который доказывает, что тесты, подобные PISA, требуют от школьника быть «идеальным потребителем». И их результаты навязываются нам Западом, чтобы оболванить наш интеллектуальный народ и использовать его как дешевую рабочую силу. Но выглядит это не очень убедительно. Хотя бы потому, что западные страны сами себя измеряют по тем же тестам, и если показатели оказываются недостаточно высокими, тут же начинаются реформы». («Русский репортёр», №5, 2008). Возникает вопрос: а являются ли заказчиком PISA именно западные страны, а не иные общности/организации?


Александр Панов
Гость
28 мар. 2019 г., 1:22

__ 1. Национальные системы образования формируют своё содержание образования (те или иные знания, то или иное соотношение теории и практики, те или иные типы задач, те или иные методы решения задач). Это содержание определяется ментальностью, образовательной традицией, национальными приоритетами в области образования.
В 1922 Л. Леви-Брюль в исследовании «Первобытное мышление» различает два типа ментальности — дологический и логический, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен. То есть, национальные системы образования де факто существенно различны. Имеет ли смысл оценивать их сопоставительно? Может лучше использовать национальные нормативные критерии или национальные критерии роста/развития национальных систем образования?
__ 2. Первое международное сравнительное исследование качества образования по методике PISA прошло в 2000 году. Возникает вопрос: насколько методика PISA валидна (адекватна) объекту исследования: нескольким десяткам национальных систем образования? «Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998). Важнейшим показателем валидности является содержательная валидность. «Содержательная валидность: в какой мере тест отражает интересующую область исследований?». Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
__ 3. Галина Ковалева, координатор PISA в России отмечает: «В ходе этого масштабного исследования оценивается … способность подростков применять полученные в знания в жизненных ситуациях», умение «…брать из текстов необходимую информацию и правильно ее интерпретировать», а также «… умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией» (Григорий Тарасевич, «Русский репортёр», №5, 2008). Это означает, если в той или иной национальной системе образования не учат «…брать из текстов необходимую информацию…» или, наоборот, учат решать научные проблемы, то методика PISA не полно отражает область исследования. Однако, именно PISA «…как считают международные эксперты, позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения (Галина Ковалева, координатор PISA в России). В этом утверждении просматривается недооценка других результатов образования, не входящих в область исследования по методике PISA. Если бы в 20-50-е годы 20-го века в СССР учили решать жизненные проблемы, а не научные, то не было бы индустриализации, космоса и т.д. В этом смысле включение в PISA-2021 нового направления «креативное мышление» позитивно, ибо увеличивает валидность методики. Отмечается: «В сфере тестирования школьных достижений наиболее ярким носителем новых тенденций выступила программа PISA.., которая вывела на передний план задачи, моделирующие сложность и неоднозначность различных контекстов коммуникации и действия.» (Диагностика учебной успешности в начальной школе" (Под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина.- М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009).

Оставить свой комментарий

Ваш город: