Если современных дошкольников интересует робототехника, то логично развивать их интерес к новым технологиям, давать необходимые знания, чтобы в будущем они смогли стать настоящими профессионалами. Сделать это невозможно без продвижения современных технологий на более высокий уровень, как того требует новая научная концепция. А для этого необходимо пересмотреть существующие обучающие программы и привести их в соответствие с системой STEM-образования.
Революционный переход современного общества к применению робототехники и других инновационных технологий вызвали необходимость переустройства системы образования. Новые прогрессивные технологии требуют внедрения в индустрию подготовки высококвалифицированных специалистов инженерных профессий самых современных методик обучения. Ведь именно на этих специалистов государство возлагает большие надежды и высокую ответственность, связанную с развитием экономики, безопасности и конкурентоспособности страны в непростых геополитических условиях.
Логично, что начинать подготовку отличных специалистов лучше всего с самого раннего возраста. Именно поэтому моделирование, конструирование и игрушки-трансформеры сегодня уже практически вытеснили простые детские забавы, привычные людям старшего поколения.
Если современных дошкольников интересует робототехника, то логично развивать их интерес к новым технологиям, давать необходимые знания, чтобы в будущем они смогли стать настоящими профессионалами. Сделать это невозможно без продвижения современных технологий на более высокий уровень, как того требует новая научная концепция. А для этого необходимо пересмотреть существующие обучающие программы и привести их в соответствие с системой STEM-образования.
Что такое STEM-образование?
В недалеком прошлом все знания, обобщенные и систематизированные человечеством, рассматривались, как отдельные категории: естественные, гуманитарные и точные науки, существовавшие параллельно и не связанные друг с другом. Соединение научных дисциплин в единое целое и позволило совершить прорыв в области высоких технологий.
Рассмотрим пример:
Для создания биоробота необходимы знания математики, чтобы обеспечить машину необходимыми программами, а также знания биологии и лингвистики, которые необходимо внести в систему управления машиной. При этом язык человека вносится в «мозг» машины в виде цифр. Робота нужно «научить» нормам поведения в социуме, а это значит, что понадобятся знания психологии и общественных наук, чтобы рассчитать все возможные варианты «поведения» машины в обществе.
Объединение всех наук в общую систему, существующую в постоянной взаимосвязи, вписывается в концепцию целостной картины мира. Каждая из отраслей наук существует не сама по себе, а тесно переплетается с другими знаниями человечества. То есть, STEM – образование, предназначенное для изучения инженерных технологий, объединяет в себе:
- естественные науки – science;
- технологии – technology;
- инженерию – engineering;
- математику – mathematic.
Другими словами, STEM – учебный план, дополненный междисциплинарными связями. Для наглядной демонстрации, как полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни, детям предоставляется возможность изучать робототехнику.
Преимущества STEM-образования
Инженерные специальности перестали пользоваться популярностью в эпоху застоя и распада СССР. Отсутствие прогресса в развитии новых технологий, низкий уровень зарплат резко понизили престиж инженерных профессий. Такая тенденция сохраняется до сих пор. Чтобы изменить ситуацию, Министерство образования и науки ставит перед собой новые задачи, продиктованные временем, в том числе – кардинально изменить подход к системе обучения молодых специалистов и обратиться к системе STEM-образования.
Предполагается, что новый подход к обучению объединит не только предметы, изучаемые в школе, но и станет связующим звеном между обучением, интересом к технике, профессиональной ориентацией учащихся на наглядных примерах, повышением статуса инженерной профессии.
Что дает новый учебный план? Преимущества очевидны:
- Развитие коммуникативных способностей у детей, которые необходимы во взрослой жизни в любой профессии, так как современные технологии все больше требуют командной работы, умения устанавливать контакты в рабочем коллективе.
- Воспитание интереса к техническим и точным наукам: не секрет, что любопытство детей лучше пробуждается на наглядных примерах.
- Активация аналитического мышления. Комплексный подход в обучении позволяет расширить кругозор, определить поставленные задачи и самостоятельно найти их решение.
Как известно, в школьном возрасте дети обладают лучшими способностями к запоминанию, они более эмоциональны, что является дополнительным фактором развития интереса к технически оснащенному миру, и что позволит им быстро и с легкостью найти себя в стремительно изменяющейся реальности после окончания школы.
Перспективы внедрения STEM-образования в школьную программу
Внедрение любой инновации нуждается в дополнительных материальных затратах, переподготовке кадров, оснащения учебных кабинетов и, конечно же, создания новых учебных программ. И зачастую именно эти факторы "тормозят" развитие российской системы образования.
Однако в случае со STEM-образованием чиновники решили "идти до конца" несмотря на преграды. Они хорошо понимают, что скорейшее внедрение STEM-образования позволит в ближайшем будущем обеспечить страну инженерными кадрами, в которых российская экономика сейчас отчаянно нуждается. По этой причине органы власти уже сегодня активно работают над разработкой новых госстандартов в системе образования России, которые будут включать изучение современных технологий.
Сегодня в Москве и Подмосковье уже работает более 100 центров, включающих программу STEM-образования. Хотя этот показатель не столь велик, как хотелось бы, нужно понимать, что процесс развития только начинается. В будущем внедрение таких программ будет повсеместным, благодаря чему вчерашние школьники заполнят образовавшийся дефицит на рынке труда и займут ключевые позиции в реализации масштабных национальных проектов.
Источники изображений: itstep.az, nauka.kz, mec-krasnodar.ru